Доброй традицией у педагогов Детской школы искусств стало проводить музыкально-поэтические салоны. Все стороны такого многогранного понятия, как искусство, связаны между собой. А такие сочетания, как музыка — балет, музыка — живопись, для творца немыслимы друг без друга. Преподаватель теории музыки С. Логачёва вместе с инструменталистами и вокалистами подготовила интересный экскурс в мир музыки и живописи.
Картины всемирно известных художников прошлых веков были представлены в видеороликах. А композиторы-классики иногда представляли своё музыкальное видение отдельных картин художников. Примером тому можно назвать картину Бёрклина «Остров мёртвых» и музыкальное произведение С. Рахманинова с таким же названием.
Полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына» является вершиной творчества нидерландского художника. Картина написана в последнее десятилетие жизни мастера, когда он был немощным, старым и нищим. В образах склонившегося старика и его сына, стоявшего перед ним на коленях, художник передал сложную гамму чувств: раскаяние и милосердие, безграничную любовь к сыну и горечь позднего прозрения. Музыкальным сопровождением данной картины звучало гениальное произведение Баха «Адажио». Т. Асмоловская блестяще его исполнила.
Другая картина великого русского художника А. Саврасова «Грачи прилетели» в советское время была знакома каждому ученику начальной школы, так как располагалась на обложке учебника для чтения «Родная речь». Уже в названии этой картины слышится провозглашение весны — утра года. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается голубое небо. На корявых берёзках галдят вестники тепла — грачи, обновляя старые гнёзда. Романс Г. Свиридова, прозвучавший в исполнении ансамбля «Дивертисмент», ещё ярче раскрыл содержание полотна художника.
Картины «Цветы», «Астры», «Ирисы» кисти Клода Моне навевают много весеннего света, тепла. Их иллюстрация сопровождалась мелодией Рубинштейна в исполнении ансамбля «Дивертисмент». «Фантазия-экспромт» Ф. Шопена звучала как сопровождение картины-портрета художника Делакруа «Шопен». Насладиться звуками рояля нам помогла Т. Асмоловская. По гамме красок, масштабности изображения, широте панорамы с отражением удали русского гулянья перед зрителями предстала картина Б. Кустодиева «Масленица». На заднем плане величавые золочёные купола собора, вблизи — тройки лошадей с колокольчиками, людской пир, радость проводов зимы. Эта картина сопровождалась иллюстрацией произведения Шнитке к повести Гоголя «Шинель». Его исполнил дуэт пианистов — В. Горшкова и И. Толстая. Картины художника Левитана, посвятившего своё творчество изображению русской природы «Озеро. Русь», «Над вечным покоем», «Тихая обитель», слились с музыкальным сопровождением хора собора Покрова Пресвятой Богородицы. Одной из величайших картин Левитана считается картина «Тихая обитель». Александр Бенуа так писал об этой картине: «Что могло быть проще этой картины? Летнее утро. Студёная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через неё перекинут жиденький мост на жёрдочках. Из-за берёз противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Мотив поэтический, милый, изящный, но, в сущности, избитый. Однако ясно было, что здесь Левитан сказал своё новое слово, запел новую чудную песнь, что самые вещи казались невиданными, только что открытыми. Они поражали своей нетронутой свежей поэзией». Созвучно этому полотну хор исполнил песнопение Денисова «Во Царствие Твоем» на тему С. Рахманинова.
В музыкально-поэтический салон были приглашены коллеги из села Кочубеевского. Так, В. Чибирев подарил слушателям арию Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин» (концертмейстер Н. Лаптева). Это произведение звучало, когда зрители увидели картину М. Фаюстова «Иван Сусанин». Другая картина Б. Кустодиева «Деревенский праздник» сопровождалась на сцене исполнением дуэта Е. Шляховой и И. Шляховой весёлой залихватской песни Даргомыжского «Ванька-Танька».
В этот вечер зрители познакомились и с творчеством современных художников. Мостиком между прошлым и будущим являются люди из династий художников. Так произошло в семье русского художника Кузьмы Макарова, чей род идёт из XVIII века. В XIX веке жил его сын Иван Макаров, который оставил большое художественное наследие, в том числе портрет Н.Н. Пушкиной (Ланской). И ещё 89 картин художника украшают музеи и выставки. В настоящее время живёт и активно работает наследник художников в пятом поколении Юрий Макаров. Раньше Юрий Николаевич жил в Пятигорске. Его картины выставлялись в Центральной городской библиотеке Пятигорска и других городах КМВ. Ю. Макаров, член Союза художников России, принимает участие в передвижных выставках. Сегодня Ю. Макаров живёт в Москве. Местному композитору Н. Казарян довелось познакомиться с Ю. Макаровым, когда он жил в Пятигорске и состоял в краевой творческой организации «СИМ». Он подарил Н. Казарян портрет, а композитор в знак благодарности написала романс на стихи Ф. Орловой. Она как заведующая ЦГБ им. Горького в Пятигорске разделяет и поддерживает творчество самобытных авторов. Стихи отражали содержание картины Ю. Макарова. На картине были изображены скрипка, пианино и свечи. Так родился романс «Размышление художника».
«…Плачет свеча, оплывая причудливым кружевом,
Смолкнул сверчок, и затихла у скрипки струна.
В эти мгновенья покой и простор — как мне нужен он –
Для воплощенья той тайны, что свыше дана».
Этот романс проникновенно исполнила Е. Тарасова.
Все слушатели салона получили большое удовольствие. Хотя музыка — это их профессия, но такая встреча с прекрасным стала для них глотком родниковой воды.
Нина МИХАЙЛОВА
Опубликовано в газете «Невинномысский рабочий» №13 от 20 февраля 2016 года.