События

Зачем Ромео лодка?

В эти дни в стенах Детской школы искусств (ДШИ) Невинномысска работает необычная выставка. Она составлена из творений учащихся четвертого класса художественного отделения школы. Тема выставки «Театральное и цирковое искусство» вполне объяснима, если вспомнить, что грядущий 2019 год объявлен в России Годом театра.

Отметим, три месяца назад преподаватель ДШИ Елена Фоменко поставила перед своими воспитанниками непростую задачу. Все работы необходимо было выполнить в технике коллажа. Это значило, что впереди у двадцати трех юных творцов многие часы кропотливого труда.



Для человека несведущего коллаж представяется этакой аппликацией. Наклеил, мол, на изрисованный картон бантики, лепестки и прочую мишуру — и дело сделано. На самом деле все намного сложнее и интереснее. Работа над коллажем начинается с... придумывания истории, которая на нем будет изображена. Здесь фантазия ребят не знала границ. Составленные ими подробные описания сюжетов панно являются практически готовыми сценариями для небольших театральных постановок. Кстати, в дальнейшем ребята действительно намерены поставить небольшие спектакли в стенах родной «художки».



Взять, к примеру, коллективную работу «Театральные фантазии». На своеобразном триптихе чего только нет. И утонченный господин из XVIII века, и современная девушка, и футуристического вида урбанистический пейзаж. Догадываюсь, без путешествий во времени здесь явно не обошлось. Так оно и есть. Коллаж рассказывает лихо закрученную историю. Здесь и скачки через века на машине времени, и охота за таинственной хромосферой, и путешествие на Луну, и встреча с инопланетянами. Среди персонажей есть даже терминатор Андрей!

А вот еще интересная работа. На ней персонажи японского традиционного театра кабуки. При изготовлении этого панно ребята узнали множество интересных вещей. Например, что иероглифы, обозначающие самобытный театр, «расшифровываются» как песня, танец и искусство. Вот еще примечательный факт: с 1653 года абсолютно все роли в театре кабуки исполняются взрослыми мужчинами. В качестве белой основы для грима актеры используют рисовую пудру. А сколько может длиться спектакль? Целый день! Сцена в кабуки тоже необычная — со специальными люками, которые позволяют персонажам неожиданно появляться и исчезать. Часть сцены — ханамити — позволяет разворачивать действие прямо в зрительном зале.



Театр мод, масок, театр на льду, балет, театральные музы — эти темы также нашли отражение в работах юных мастеров из Невинномысска. Ну и куда же без бессмертного сюжета о Ромео и Джульетте? Вот только что-то в коллаже кажется необычным. Ба! Да ведь действие шекспировской пьесы перенесено из Вероны в Венецию. И пылкий Ромео подплывает к дому возлюбленной на традиционной венецианской гондоле. Чем не сюжет для интересной, оригинальной театральной постановки?



...Проходя мимо работы «Мишка на арене», автор этих строк ощутил характерный бодрящий кофейный аромат. Наверное, стоит приглядеться, из чего этот самый Мишка сделан. Из кофейных зерен! Более того, характер сладкоежки подсказал и такой прием: часть коллажа изготовлена из специальной кондитерской бумаги.

Интересно, а каково мнение о выставке у наставника юных творцов Елены Фоменко?

— Как преподаватель я просто счастлива, — говорит Елена Евгеньевна. — Не ожидала, честно говоря, что уровень всех работ будет настолько высоким. Причем учащиеся проявили большую самостоятельность: сами придумывали сюжеты для коллажей, выстраивали композицию, подбирали нужные материалы. И зачастую цвета магазинных тканей, к примеру, их не устраивали. Тогда ребята брали белое полотно, искали специальные красители, добивались, иногда не с первой попыки, нужных оттенков... Молодцы!

Наверняка наступающий Год театра даст художникам из ДШИ немало поводов для творчества. Тем более что есть, как уже было сказано, желание ряд сюжетов коллажей превратить в мини-спектакли. Не знаю, как вы, а я с удовольствием посмотрел бы пьесу с участием плывущего на лодочке Ромео или путешествующего во времени и пространстве терминатора Андрея.

Александр МАЩЕНКО, фото автора

Опубликовано в газете «Ставропольская правда» №135 от 4 декабря 2018 года.